На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТопИстория

35 подписчиков

Пираты смутных времен России- 3 часть

 

 
   
  Богатый донской казак со своим семейством
  Богатый донской казак со своим семейством
Казачее войско в Пруссии. Эпизод Первой мировой войны  
Казачее войско в Пруссии. Эпизод Первой мировой войны  

 

В 1603 г. яицкие казаки во главе с атаманом Нечаем, спустившись по Яику в Каспий, через старое русло Узбоя добрались до Амударьи и подошли к Ургенчу, городу Хивинского ханства.

Они штурмом овладели городом и предали его грабежу, убив около тысячи жителей. По возвращении казаки были настигнуты хивинцами на Амударье и истреблены. Лишь четверо казаков спаслись, они-то и принесли на Яик страшную весть о гибели отряда Нечая.

Русские народные предания о деяниях Ермака на пиратском поприще пополнились красочными подробностями в записках иностранцев в XVІІ - XVІІІ вв. Голландец Н. Витсен, побывавший в Москве в 60-х гг. XVІІ в., писал: «Отправился он, Ермак, с шайкой на грабёж на реку Волгу и разбил несколько стругов, принадлежавших царю, и вот на всех местах по этому случаю было отдано приказание преследовать Ермака и изловить его...».

Англичанин Д. Перри, служивший в России при Петре Великом, записал следующее о Ермаке: «Овладев несколькими стругами на Волге, начал разбойничать на сей реке. Будучи снова тесним поисками / царских властей. — Авт. /, пустился в Каспийское море и удалился в Персидские пределы, где и прожил несколько времени...».

Затем Ермак, по словам Д. Перри, вернулся на Волгу для ещё большего разбоя, а оттуда ушёл со своей многочисленной шайкой на Каму. Символично, что и погиб Ермак в водной стихии, утонув в Иртыше, когда, отражая нападение воинов «царя Сибири» Кучума, не смог добраться до спасительного струга.

Пик русского пиратства на Волге и Каспийском море приходится на эпоху, получившую в истории название «разинщины», т. е. на 60-70 гг. XVІІ в., когда казачьей вольницей были потрясены основы Русского и Персидского государств.

Донской казак Степан, или Стенька, Разин, человек волевой, умный и смелый, но крайне жестокий и вероломный, в молодые годы попал в полон к туркам-османам и три года провёл рабом-гребцом на их боевых судах, пока ему не удалось бежать. В 1667 г. ватага донских казаков во главе с атаманом Стенькой Разиным пошла «гулять на сине море», чтобы добыть себе «казны, сколько надобно».

На Волге, недалеко от Царицына, разинцы разгромили и разграбили караваны торговых судов с товарами, принадлежавшими богатым русским купцам, патриарху русской православной церкви и даже самому царю. Многочисленная охрана караванов и те, кто пытались оказать сопротивление, были порублены и повешены.

Затем, пополнив своё войско за счет освобождённых ссыльных и пленённых стрельцов, атаман стал «гулять» по Яику и Волге. Здесь он разгромил несколько отрядов правительственных войск. После этого Разин начал свой знаменитый каспийский поход. Удалые разбойники совершили нападения с моря на прибрежные города и сёла Дагестана, принадлежавшие правителю города Тарки, а затем отправились к персидским берегам, во владения шаха Ирана.

У города Решт казачью вольницу ожидало большое персидское войско. Ослабленные в предыдущих боях разинцы просили «шаховых служилых людей» разрешить казакам «быть у шаха в вечном холопстве». Пока персы совещались, казаки начали пьянствовать и буйствовать, чем и спровоцировали жителей Решта на нападение, в результате которого было убито 400 разинцев.

В ответ казаки разграбили и сожгли города Ферабад, Астрабад и ряд других персидских поселений на южном побережье Каспийского моря. У берегов Азербайджана в 1669 г. произошло морское сражение казаков с персидским флотом. Из 50 иранских кораблей спаслось лишь три. В плену у Разина оказались сын и дочь командующего персидским флотом. Согласно известной русской песне, Разин по требованию казаков бросил «княжну» — адмиральскую дочь — в «набежавшую волну»...

В персидском походе разинцы взяли богатую добычу и, разодетые в парчу и шёлк /даже паруса и канаты на их стругах были шёлковые/, появились в Астрахани, где «били челом» царю. Разин сдал воеводам свой бунчук — знак власти, вернул часть пленных, пушек и знамена, за что из Москвы подоспела «милостивая царская грамота». Эта «милость» дорого обошлась стране, — атаман и не подумал стать послушным подданным...

В 1670 г. 80 разинских стругов с судовой ратью и артиллерией, поддерживаемые тысячами пеших и конных повстанцев, двинулись вверх по Волге на Москву. Но у Симбирска настал конец кровавой эпопее «разинщины». Разинцы были разбиты царскими войсками; их раненый атаман на струге отплыл вниз по Волге и скрылся на Дону, откуда потом был выдан властям и казнён.

Пиратскую традицию походов «за зипунами» на Каспийское море продолжили яицкие казаки. Ранней весной 1677 г. атаман Василий Касимов с тремястами казаками вышел в море, перед этим разграбив Гурьев-городок и захватив там казённые порох и свинец. Из Астрахани начали преследование пиратов царские воеводы, — но казаки отбили их атаки и пошли к туркменскому берегу, откуда направились к Баку. Зазимовали на острове и весной через Терек вернулись на Яик. В 1696 г. яицкий атаман Иван Шаменок ушёл на Каспий, где и был пленён царскими воеводами, а затем казнён в Москве, что положило конец морским походам яицких казаков на Каспий.

Но среди имен всех этих казачьих атаманов только имена Стеньки Разина, без сомнения, самого знаменитого русского морского разбойника, и его предшественника Ермака, также отличившегося в начале своей карьеры на пиратской стезе, стали популярными, можно сказать — легендарными, и продолжают оставаться таковыми до сих пор. Ермак и Степан Разин — излюбленные герои русских народных песен и сказов.

Им посвящены картины и книги, кинофильмы; их имена повторяют на школьных уроках и университетских лекциях, произносят в церкви, — хотя там, надо сказать, с разными оценками. В отличие от Стеньки Разина, преданного русской православной церковью анафеме, образ Ермака Тимофеевича не только закреплен в народной памяти, но и канонизирован православным духовенством. Впрочем, это произошло не сразу, а спустя более полувека после смерти храбреца.

   
     
   
     


Что же касается светской власти, то, несмотря на своё пиратское прошлое, Ермак ещё при жизни был «обласкан» ею: царь Иван Грозный пожаловал ему титул «князя Сибири». И в этом тоже нет ничего удивительного. В истории нередки случаи, когда морские разбойники становились государственными деятелями и национальными героями. Например, руководители английских пиратских экспедиций Генри Морган и Фрэнсис Дрейк, ставшие адмиралами британского королевского флота и сокрушившие морское могущество Испании, как и Ермак, получили дворянское достоинство.

В честь Дрейка даже назван пролив между Южной Америкой и Антарктидой... Новые земли под власть британской короны привел английский пират Уильям Дампир. С именами Жана Барта и Робера Сюркуфа связаны и пиратские «подвиги», и слава французского флота, причём Сюркуф стал одним из первых кавалеров ордена Почётного легиона — высшей награды Франции.

Османский пират Хайр-ад-Дин Барбаросса, грек с острова Лесбос или бербер по происхождению, возвысился до положения чуть ли не второго лица в Османской империи в эпоху её могущества и стал капудан-беем, самым знаменитым флотоводцем в её истории. Нередко и официальные лица, с санкции государства или без оной, не гнушались пиратским «промыслом». Так, например, знаменитый португальский мореплаватель Васко да Гама нападал на арабские и индийские купеческие суда в Индийском океане.

Вместе с тем, казаки были не только пиратами, но и землепроходцами, открывшими и присоединившими к Российскому государству Сибирь и Дальний Восток. К концу XVІІ в. они по суше, рекам и морям вышли на берега Тихого океана.

Начиная с эпохи Петра Великого, российские власти ведут успешное наступление на вольности казачества, превращая казаков в военное сословие на службе у Российского государства. Царь Пётр сломил сопротивление донских казаков, поднявших в 1708 г. бунт под предводительством Кондрата Булавина, а императрица Екатерина II во второй половине XVIII в. уничтожила последние очаги казачьих вольностей — Запорожскую Сечь и автономию Яицкого казачества.

Второе было сделано после подавления восстания Емельяна Пугачёва, в котором также немалую роль сыграли казаки...
Итак, казачья вольница в течение многих столетий была олицетворением пиратства на просторах российских рек и морей*. Но со временем ее эпоха канула в лету, и грозный клич «Сарынь на кичку!», с которым еще ушкуйники нападали на торговые суда, стал лишь достоянием истории и народных преданий.

* Не следует забывать, что это — далеко не единственная характеристика казачества, особенно поднепровского. Казаки-запорожцы совершали походы на своих ладьях-чайках к берегам Черного моря далеко не с одной целью грабежа: ими были освобождены многие тысячи русских пленников Османской империи. (Прим. ред.)

Статья подготовлена при информационной поддержке Российской государственной библиотеки http://www.rsl.ru



 
Ссылка на http://www.vokrugsveta.com обязательна

Картина дня

наверх